Сегодня поговорим про что-то действительно человеческое, про то, чего нет, например, у животных. Про «направленную управляемую деятельность».
Так у бобра тоже есть направленная деятельность! Он плотины строит - возразите вы. И отчасти будете правы, но только отчасти. Бобер, конечно, направлен на строительство плотин. И деятельность у него, соответсвенно, в сторону стройки - направленная. И цель есть - построить плотину. Но, эта его деятельность имеет в своей основе только рефлекс. Рефлекторная деятельность - это программа, «зашитая» в самых ранних (древних) областях головного мозга (ГМ). Не сильно она далека от таких рефлекторных актов как дыхание, икание, проглатывание пищи и тд. По сути рефлекторная деятельность - это совокупность простых рефлекторных актов.
Человек, все же, более сложно устроен. У него, помимо древних структур головного мозга, есть еще и другие отделы, например, неокортекс - довольно недавно, по меркам эволюции, образованная кора ГМ, которая у млекопитающего или примата, отсутствует вовсе или развита в гораздо меньшей степени. И в этом и есть наше отличие и наши человеческие возможности.
Бобер руководствуется пусть несколькоэтапным, но все же рефлекторным поведением - некоей программой, которую он не осознает, делает и все. Человек же, не только осознает самое себя чего, кстати, также нет у животного, но еще и кроме рефлекторного осуществления программ (например, размножения - передачи своего генома, добычи пищи и крыши над головой), завернутой в социальный контекст, еще и может иметь что-то такое, чего у животного нет и вряд ли будет - направленной осознанной деятельности, в основе которой есть смысл, миссия, высшая цель, которую человек сам себе придумал.
И как следствие, у человека, в отличие от животного, есть еще и эмоциональные, личностные потребности. Например, в развитии, признании, автономии, эмоциональной близости с другим и ид. У животного их нет.
Так вот, удовлетворение некоторых таких потребностей возможно только лишь тогда, когда у человека есть «высшие» цели, есть миссия или смыл.
Например, я психолог, моя работа - помощь людям в решении их психологических проблем. Я могу, например, просто заниматься практической работой, а могу выбрать себе миссию - разработать свой метод психотерапии для работы с определенными личностными затруднениями клиентов или для работы с определенным пулом клиентов.
Тогда я буду совершенствоваться в определенных областях психотерапии, которые мне в этом помогут, начну писать научные работы, проводить исследования, брать в работу только клиентов, работа с которыми меня в этом продвинет и тд. То есть, я себе сама выбрала направление, миссию, и начинаю целенаправленно действовать.
Что еще хорошего можно сказать о наличии такой вот направленной деятельности?
Она человеку дает не только смыслы, понижение невнятного чувства тревоги, хорошее к себе отношение, расширение круга знакомств, самоопределения, чувство уникальности и значимости, эмоциональную стабильность и уверенность, но, что еще важно в наш век - самоорганизацию и дисциплину.
То есть, когда у меня есть миссия, то у меня не будет возникать вопроса - а чем бы заняться? Вряд ли возникнет скука - я всегда знаю, что я могу сейчас сделать для того, чтобы к своей цели продвинуться.
Также я знаю, что мне себя и свой жизненный график, временные и финансовые расходы надо «содержать в порядке». И не просто так, а именно для того, чтобы к цели своей двигаться. И мне это дает энергию и радость существования.
И это, как вы понимаете, совсем не про бобра с его рефлексами.
П.с. - кстати, этот принцип работает не только в сфере реализации и развития себя как профессионала, но и в сфере отношений тоже. Но это уже другая история.
П.с.2 на фото - квартира-мастерская Архипа Куинджи - «художника света» с его уникальным подходом в передаче световых потоков и первой в мире выставкой из одной картины. Картинку выбрала целенаправленно - в тему этой статьи)