Психолог Ольга Бердникова

ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ И НАРЦИССИЗМ

Поговорим про нарциссизм, друзья?давненько о нем не было)

Марио Якоби, в своих текстах о грандиозной самости, разделяет их на три категории:

Первая - Идентификация с грандиозной самостью.

Тут приведу, пожалуй, слова из текста Якоби о том, что такое идентификация с грандиозной самостью.

На мой взгляд, это интересно: «Здесь у вас есть ощущение того, что вы очень «особый» человек - необычно талантливый, привлекательный, интеллигентный или обладающий какой то ценностью высшего ранга из вашего списка достоинств.

Важной частью этого состояния является фантазия о признании всеми в мире.

Иногда существует предубеждение, что определенные правила и ограничения, обязательные для других людей, чтобы они могли уживаться вместе, не обязательны для этого человека. Он считает себя исключением и ожидает, что и другие будут воспринимать его соответственно.

В юнгианских терминах это состояние можно назвать психической инфляцией, что означает, что эго является «раздутым» (aufgebeasen) посредством архетипического образа…

Человек, чье Эго идентифицировалось с грандиозной самостью, требует непрерывного подтверждения снаружи; без реального или, если необходимо, сфантазированного признания он теряет равновесие. Когда идентификация эго с ореолом грандиозной самости разрушается, все что остается - это чувство пустоты. Самая слабая критика или сомнение могут привести к крушению грандиозной фантазии, как карточного домика».

Также интересен термин психической инфляции. Под ним подразумевается естественный процесс изменения грандиозной самости в сторону реальной, «здоровой». Не всегда и не всем этот процесс доступен.

Если этого не происходит, человек имеет выраженные, нередуцированные нарциссические черты.

Вторая категория - Грандиозная самость как стимул амбициям и потребности в признании.

Такие требования «хороши», когда человек действительно одарен некоторыми способностями. Они могут как подталкивать его к реализации и развитии этих способностей в таланты или гениальность, так и неустанно давить и обременять.

При невыполнении собственных требований, человек может испытывать чувство стыда и неполноценности.

Якоби пишет, что если человек способен ставить реальные цели, то такая грандиозная самость будет для него энергетической силой, влекущей вперед.

При нереалистичных целях, такая грандиозность может стать причиной мошенничества, обмана и других нелицеприятных проявлений человека.

Ну и третья категория - Грандиозная самость как несбыточные требования.

В этом случае, человек склонен к опустошающей критике собственных недостатков.

Здесь речь уже может идти о нарциссическом расстройстве.

Человека часто преследует ощущение, что все, что он собирается сделать - совершенно ничтожно. И одновременно у такого человека есть фантазии о собственной грандиозности, величии.

Такие фантазии тяжело нагружены стыдом, поэтому обнаружить их в терапии довольно сложно.

У такого человека, при малейшем проявлении амбиций, в ответ «включается» огромное количество страха и стыда потенциальной критики и намерение, чаше всего, остается нереализованным.

«Ты чувствуешь себя как прокаженный, стыдясь даже того, чтобы относить себя к человеческой расе, не говоря уже о любых притязаниях по поводу жизни или другого человека».

Такой человек часто страдает нарциссической депрессией, что вполне понятно и объяснимо, учитывая все вышеописанное.

Самооценка такого человека «экстремально повреждена».

Ну вот, собственно, кратко сказала все, что хотела.

Все же, психоанализ очень глубок и красив, не находите, друзья?
https://t.me/berdnikova_psy Присоединяйтесь!