В этой статье я хочу порассуждать на тему довольно распространенного такого явления, когда человек идет учиться на психолога с целью «разобраться в себе».
1. Способ довольно затратный по времени и по стоимости.
Если учесть что краткосрочная терапия длится от 20 до 40 сессий, в среднем это 0,5-1 год, долгосрочная терапия это 2-3 года, то полноценное обучение длится минимум 4-6 лет, а далее, еще бесконечно долго необходимо повышать квалификацию в методе, который для себя специалист выбрал. Это больше в рублях и во времени в разы, чем пройти психотерапевтический курс.
2.Способ не имеет ничего общего с психотерапией.
Само по себе прочтение как психотерапевтических книг, так и учебников, не дает полноценного терапевтического эффекта. Человек получает знания. Да, что-то ему станет понятнее, где-то он получит о себе информацию, но получить информацию и прожить ее в терапевтическом контакте и интегрировать в себя - вещи несопоставимо разные. Нередко в своей практике я сталкиваюсь с вопросом клиента - да, я понял причину, а делать то что? И это такой совсем не риторический вопрос.
Как говорят про невроз - это такая «социальная шизофрения» - человек думает одно, чувствует другое, а делает вообще третье. В здоровой психике такого рассогласования не будет. Все три плоскости должны совпадать. Книги этому не способствуют. Даже только по той причине, что эмоции по-настоящему отреагируются только в присутствии другого человека, в контакте с ним. Мы - социальные существа и так мы устроены. Также многие переживания, а значит и эмоции и информация, вытестесняются в бессознательное (так работают защиты) и достать их оттуда может помочь только другой человек в безопасном терапевтическом контакте. Книги и учебники так не могут. И задача терапевта помочь не только обнаружить этот внутриличностный конфликт, но и разрешить его - помочь человеку соприкоснуться со своими истинными переживаниями, сделать выбор, опробовать новые модели поведения и тд. То есть человек, благодаря терапии, начинает и чувствовать больший спектр эмоций (соответсвенно, контакт с собой и стабильности у него становится больше), думать иначе и делать по-другому. Более того, все три аспекта будут согласованы между собой. На этом нелегком пути человеку нужна и поддержка, а порой - много поддержки. Учебники так не умеют.
3.Психолог - клиент специфический.
Что еще я наблюдаю у людей, которые пошли «учиться, чтобы вылечиться». Огромное количество психологических защит - рационализаций и интеллектуализаций. Дело в том, что в процессе обучения они образовываются неизбежно и в большом количестве. Изучая психологию, человек получает оттуда множество знаний, которыми начинает объяснять свое состояние, причины и следствия. И все это только «через голову», оттуда и защиты. Порой молодой специалист на этих объяснениях и останавливается, теперь ему «все понятно», но легче от этого почему-то не становится. А почему? Потому что это они - защиты. И тогда мы снова возвращаемся к пункту 2 и вопросу «А делать то что?». Человек (при хорошем стечении обстоятельств) идет таки на терапию и терапевту потом предстоит серьезная борьба с этими рационализациями и интеллектуализациями. Проверено на собственном опыте как клиентском так и терапевтическом. С клиентами-коллегами работать в каком-то смысле тяжелее и дольше получается. Там есть и другие моменты, наоборот, облегчающие терапевтический процесс, но статья не об этом.
4.Без личной терапии все равно не обойдется.
Терапевт работает не техниками, а собственной личностью. Чем меньше будет «слепых зон» у терапевта, тем эффективнее будет его работа, и тем меньше шансов причинить вред клиенту. Помню, кто-то приводил даже такую статистику, что у врачей-хирургов, которые сами перенесли операцию, смертей меньше, поскольку они через это прошли и «на себе прочувствовали», и отношение к операции, к пациенту у них чуть другое. Психолог обязан проходить свою личную терапию в течении всего своего профессионального пути. Это может быть непрерывная терапия, а может периодическая, но она должна быть. И тут мы возвращаемся к пункту 1 и вспоминаем про расходы. «Лечиться» все равно придется. Ну а еще, конечно, супревизии, которые стоят, обычно, как терапевтическая сессия. И это тоже обязанность специалиста - их посещать и оплачивать
5.Психологи, отучившись, не начинают работать.
То есть и в себе разобраться не совсем получилось, так еще и столько вложено было сил в учебу. Я наблюдаю довольно часто такую ситуацию, когда коллеги, отучившись на психолога «чтобы разобраться в себе», потом начинают «лечиться» но работать не начинают. Потому что мотивация изначально была другая.
Ну и в завершение поделюсь своим личным опытом. Моя первая терапия началась когда я даже и подумать не могла, что стану психологом. Терапия мне помогла тогда, я на себе прочувствовала ее результаты. А дальше уже как-то сложилось все само собой. Был у меня в жизни этап, когда я решила кардинально сменить и место проживания и сферу деятельности и я искала, чего хотела бы. Я не могла сразу понять, чем именно я хочу заниматься, было только желание помогать людям. Идея о форме этой помощи пришла ко мне от моих близких людей. Когда несколько человек спросили «А почему бы тебе не пойти учиться на психолога? Мне кажется, у тебя получится» - и я задумалась над этим. Но думала не долго, пошла учиться в ВУЗ и параллельно снова пошла на терапию. И в общем-то продолжаю и по сей день. Учусь и лечусь, но и работаю тоже.
Какое резюме, друзья. В общем, учеба - это дело хорошее и качественная учеба - необходимая составляющая становления специалиста, но к учебе еще нужна и личная терапия и супервизии и надо быть готовым к тому, что и учение и лечение будет непрерывное.
И тут способ «разобраться в себе»с помощью учебы, согласитесь, не совсем подходит. Не выгодно это ни финансово, ни по времени.
Однако, есть и другая сторона вопроса. Мотивация в процессе может меняться. И это тоже нормально и так часто происходит. Сначала цель обучения была «разобраться в себе», а потом человека так увлекла психология, что он стал таки психологом. И это тоже путь)
1. Способ довольно затратный по времени и по стоимости.
Если учесть что краткосрочная терапия длится от 20 до 40 сессий, в среднем это 0,5-1 год, долгосрочная терапия это 2-3 года, то полноценное обучение длится минимум 4-6 лет, а далее, еще бесконечно долго необходимо повышать квалификацию в методе, который для себя специалист выбрал. Это больше в рублях и во времени в разы, чем пройти психотерапевтический курс.
2.Способ не имеет ничего общего с психотерапией.
Само по себе прочтение как психотерапевтических книг, так и учебников, не дает полноценного терапевтического эффекта. Человек получает знания. Да, что-то ему станет понятнее, где-то он получит о себе информацию, но получить информацию и прожить ее в терапевтическом контакте и интегрировать в себя - вещи несопоставимо разные. Нередко в своей практике я сталкиваюсь с вопросом клиента - да, я понял причину, а делать то что? И это такой совсем не риторический вопрос.
Как говорят про невроз - это такая «социальная шизофрения» - человек думает одно, чувствует другое, а делает вообще третье. В здоровой психике такого рассогласования не будет. Все три плоскости должны совпадать. Книги этому не способствуют. Даже только по той причине, что эмоции по-настоящему отреагируются только в присутствии другого человека, в контакте с ним. Мы - социальные существа и так мы устроены. Также многие переживания, а значит и эмоции и информация, вытестесняются в бессознательное (так работают защиты) и достать их оттуда может помочь только другой человек в безопасном терапевтическом контакте. Книги и учебники так не могут. И задача терапевта помочь не только обнаружить этот внутриличностный конфликт, но и разрешить его - помочь человеку соприкоснуться со своими истинными переживаниями, сделать выбор, опробовать новые модели поведения и тд. То есть человек, благодаря терапии, начинает и чувствовать больший спектр эмоций (соответсвенно, контакт с собой и стабильности у него становится больше), думать иначе и делать по-другому. Более того, все три аспекта будут согласованы между собой. На этом нелегком пути человеку нужна и поддержка, а порой - много поддержки. Учебники так не умеют.
3.Психолог - клиент специфический.
Что еще я наблюдаю у людей, которые пошли «учиться, чтобы вылечиться». Огромное количество психологических защит - рационализаций и интеллектуализаций. Дело в том, что в процессе обучения они образовываются неизбежно и в большом количестве. Изучая психологию, человек получает оттуда множество знаний, которыми начинает объяснять свое состояние, причины и следствия. И все это только «через голову», оттуда и защиты. Порой молодой специалист на этих объяснениях и останавливается, теперь ему «все понятно», но легче от этого почему-то не становится. А почему? Потому что это они - защиты. И тогда мы снова возвращаемся к пункту 2 и вопросу «А делать то что?». Человек (при хорошем стечении обстоятельств) идет таки на терапию и терапевту потом предстоит серьезная борьба с этими рационализациями и интеллектуализациями. Проверено на собственном опыте как клиентском так и терапевтическом. С клиентами-коллегами работать в каком-то смысле тяжелее и дольше получается. Там есть и другие моменты, наоборот, облегчающие терапевтический процесс, но статья не об этом.
4.Без личной терапии все равно не обойдется.
Терапевт работает не техниками, а собственной личностью. Чем меньше будет «слепых зон» у терапевта, тем эффективнее будет его работа, и тем меньше шансов причинить вред клиенту. Помню, кто-то приводил даже такую статистику, что у врачей-хирургов, которые сами перенесли операцию, смертей меньше, поскольку они через это прошли и «на себе прочувствовали», и отношение к операции, к пациенту у них чуть другое. Психолог обязан проходить свою личную терапию в течении всего своего профессионального пути. Это может быть непрерывная терапия, а может периодическая, но она должна быть. И тут мы возвращаемся к пункту 1 и вспоминаем про расходы. «Лечиться» все равно придется. Ну а еще, конечно, супревизии, которые стоят, обычно, как терапевтическая сессия. И это тоже обязанность специалиста - их посещать и оплачивать
5.Психологи, отучившись, не начинают работать.
То есть и в себе разобраться не совсем получилось, так еще и столько вложено было сил в учебу. Я наблюдаю довольно часто такую ситуацию, когда коллеги, отучившись на психолога «чтобы разобраться в себе», потом начинают «лечиться» но работать не начинают. Потому что мотивация изначально была другая.
Ну и в завершение поделюсь своим личным опытом. Моя первая терапия началась когда я даже и подумать не могла, что стану психологом. Терапия мне помогла тогда, я на себе прочувствовала ее результаты. А дальше уже как-то сложилось все само собой. Был у меня в жизни этап, когда я решила кардинально сменить и место проживания и сферу деятельности и я искала, чего хотела бы. Я не могла сразу понять, чем именно я хочу заниматься, было только желание помогать людям. Идея о форме этой помощи пришла ко мне от моих близких людей. Когда несколько человек спросили «А почему бы тебе не пойти учиться на психолога? Мне кажется, у тебя получится» - и я задумалась над этим. Но думала не долго, пошла учиться в ВУЗ и параллельно снова пошла на терапию. И в общем-то продолжаю и по сей день. Учусь и лечусь, но и работаю тоже.
Какое резюме, друзья. В общем, учеба - это дело хорошее и качественная учеба - необходимая составляющая становления специалиста, но к учебе еще нужна и личная терапия и супервизии и надо быть готовым к тому, что и учение и лечение будет непрерывное.
И тут способ «разобраться в себе»с помощью учебы, согласитесь, не совсем подходит. Не выгодно это ни финансово, ни по времени.
Однако, есть и другая сторона вопроса. Мотивация в процессе может меняться. И это тоже нормально и так часто происходит. Сначала цель обучения была «разобраться в себе», а потом человека так увлекла психология, что он стал таки психологом. И это тоже путь)